Пятница, 26.04.2024, 11:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Бороздинская средняя общеобразовательная школа

Меню сайта
Блок
ГосУслуги
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочие программы

Положение  принято на заседании
педагогического совета  МКОУ «Бороздинская

средняя общеобразовательная школа»
Протокол № ___ от ______20 ___г.

Приказ №____от______20___г.

Директор школы ____________  Власова Н.А.)

 

Положение
о рабочей программе педагога  

МКОУ «Бороздинская средняя общеобразовательная школа»
села Бороздинки Альменевского района Курганской области

  1. Общие положения
  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,  Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
  2. Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области).
  3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

Задачи программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
  1. Функции рабочей программы:
  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

 

  1. Технология разработки рабочей программы
  1.  Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год или ступень обучения.

2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

2.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения.

       2.4. Алгоритм построения рабочей программы

Первый этап

Первый этап заключается в создании плана курса на весь период его изучения.  Рабочие типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предусматривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения. Этот этап включает несколько подэтапов:

1) Создание программы учебного курса начинается с формулирования ее целей. При этом должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей.

2) Определение задач, решение которых предполагается при изучении всего курса. Они разбиваются на две группы - задачи, связанные с содержанием предмета, и задачи, ориентированные на развитие способов деятельности обучающихся. Первая группа задач отражает требования к тому, что должны знать обучающиеся в результате изучения курса; вторая группа задач соотносится с требованиями к формированию общеучебных и специальных умений и навыков.

3) Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на группы по содержанию и по способу работы.

4) Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На данном этапе важно продумать и соотнести объем изучаемого материала, последовательность его изложения и время на его изучение. В процессе этой работы необходимо определить результаты обучения по итогам каждого учебного года.

5) Определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности обучающихся, а также положения образовательной программы школы.

6) Разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности.

Второй этап

На втором этапе планирования составляется годичный план обучения. Эта работа выполняется на основе тех же принципов, что и составление плана всего курса. Однако предметом планирования на втором этапе является не весь курс, а объем материала, изучаемый в течение одного учебного года.

Третий этап

После завершения работы по планированию учебного курса на год необходимо провести тематическое планирование.

 

3. Структура рабочей программы

3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя обязательные элементы.

Структурные элементы рабочей программы педагога (Приложение 1)

1. Титульный лист (название программы);

2. Пояснительная записка;

3. Учебно-тематический план;

4. Содержание тем учебного курса;

5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;

6. Перечень учебно-методического обеспечения;

7. Список литературы (основной и дополнительной).

8. Приложения к программе.

 

1. Титульный лист включает наименование  Учреждения; сведения где, когда и кем утверждена образовательная программа; название  рабочей программы; возраст детей, на которых рассчитана  рабочая программа; Ф.И.О., должность автора (авторов) рабочей программы; название населенного пункта; год разработки рабочей программы.

2. Пояснительная записка раскрывает направленность рабочей программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи рабочей программы; отличительные особенности данной рабочей программы от уже существующих; возраст детей, участвующих в реализации данной рабочей программы; сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки; формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Тематический план программы включает перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. (Приложение 2)

4. Содержание программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

5. Методическое обеспечение  программы  включает в себя описание форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

6. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данного курса.

7.  Список литературы, оформленный в соответствии с библиографическими требованиями.

4. Оформление рабочей программы

      4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12,14 межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

      4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения (Приложение 3). На титульном листе указывается:

• название Программы (предмет, курс);

• адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся);

• сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд);

• год составления Программы.

      4.3. Тематическое планирование представляется в виде таблицы (см. Приложение 2).

      4.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса).

 

5. Утверждение рабочей программы

 

      5.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до « 18 » сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.

      5.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

  • обсуждение и принятие Программы на заседании педсовета;
  • Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Это не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на школьных и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем Учреждения.

       5.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель Учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

       5.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с  директором ОУ.

 

Приложение №1

Структурные элементы рабочей программы педагога

 

Элементы

рабочей

программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

- полное наименование Учреждения;

- гриф утверждения программы (педагогическим советом и директором школы с указанием даты);

- название учебного курса, для изучения которого написана программа;

- указание класса, в котором изучается программа;

- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);

- название населенного пункта;

- год разработки программы

Пояснительная

записка

- кому адресована программа: тип общеобразовательное, вид основная или начальная учебного учреждения и определение класса обучающихся;

- концепция (основная идея) программы;

- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

- кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;

- указание на место и роль курса в обучении;

- цели, задачи;

- сроки реализации программы;

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых);

- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;

- логические связи данного предмета с остальны­ми предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

- предполагаемые результаты;

- система оценки достижений учащихся;

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Тематический план

- перечень разделов, тем, последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

- деление на виды деятельности и формы;

- формы и методы контроля;

- др.

 

Содержание тем учебного курса

- перечень и название раздела и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы:

- основные изучаемые вопросы;

-практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении.

Возможны иные вопросы, отраженные в «Содержании…»:

-требования к знаниям и умениям обучающихся;

-формы и вопросы контроля;

-возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В данном разделе прописываются требования к

- знаниям;

- умениям;

- компетенциям.

Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся.

Перечень учебно-методического обеспечения

- методические и учебные пособия;

- оборудование и приборы;

- дидактический материал;

- др.

Список литературы (основной и дополнительной).

- литература, использованная при подготовке программы;

- литература, рекомендованная для учащихся;

- образовательные диски.

Приложения к программе

- основные понятия курса;

- списки тем рефератов;

- темы проектов;

- темы курсовых и творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации.

                       

Приложение 2

Учебно-тематическое планирование

 

Варианты табличного представления учебно-тематического планирования

 

Вариант 1

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Дата

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1.

Название изучаемой темы № 1

 

 

 

 

 

 

1.1.

Тема урока 1

 

 

 

 

 

 

В нижней части таблицы часы суммируются

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

практические

1.

 

 

 

 

В нижней части таблицы часы суммируются

 

Итого

 

 

 

Вариант 3

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

 

 

 

В нижней части таблицы часы суммируются

 

Итого

 

Вариант 4

№ п/п

Наимено-вание разделов и тем

Коли-чество часов

Кален-дарные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

Повторение

1.

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 5

№ п/п

Наимено-вание разделов и тем программы

Коли-чество часов

Сроки

Занятия на уроках

Лаборатор-ные и практи-ческие работы

Самостоя-тельная учебная деятель-ность

Виды контроля

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
 
 
 
 
 
 
 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz