Методические рекомендации
по организации правового воспитания в общеобразователь
Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной
Обучение правам человека является составляющей гражданского образования. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо поднять уровень обучения правам человека, правам ребенка. Через обучение правам человека, правам ребенка помочь увидеть ценности прав человека, их социальную роль, научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми методами. Это способствует воспитанию гражданственност
Правовое воспитание - это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
Цель правового воспитания -
выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей;
обладание необходимыми правовыми знаниями;
утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства;
нетерпимость к правонарушителям
совершенствовани
Основная задача правового воспитания - привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению.
Способы достижения поставленных целей и задачи:
1. Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один - два классных часа в четверть.
2. Основной формой является беседа, в процессе которой обучающиеся приобретают теоретические знания.
3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.
4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности обучающихся к правонарушениям.
5. Для родителей разрабатывается цикл лекций по правовой тематике.
Составляющие правового воспитания - правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства - т.е. фактически применение полученных знаний на практике.
Правовые компетентности обучающихся:
Выпускник школы должен знать:
1) Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства
2) Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
3) Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительн
4) Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетн
5) Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-право
6) Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетн
7) Подзаконные акты: Устав образовательной организации, Правила для обучающихся, Правила поведения несовершеннолетн
Выпускник школы должен уметь:
1) отстаивать свои права, не забывая о правах других;
2) поддерживать правосознание и порядок для себя и для других;
3) правильно применять в повседневной жизни положения законов РФ, региональных законодательных актов.
Правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.
Содержание правового воспитания несовершеннолетн
- классные часы (в школе разрабатывается система обязательных классных часов);
- уроки;
- факультативы;
- лекции, семинары;
- рефераты по правовой тематике;
- социальные проекты;
- экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалам;
- правовые беседы;
- использование кино, телевидения;
- вечера встреч и тематические вечера;
- вечера вопросов и ответов;
- диспуты, предметом которых является важная морально-правова
- обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним;
- наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи);
- правовой уголок (включает информацию о правах и обязанностях школьников и телефонами служб, куда могут обратиться обучающиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию);
- оформление постоянно обновляющихся стендов о праве, включающих информацию об изменениях в нормативно-право
- издание пособий, буклетов и памяток по правовой тематике;
- проведение конкурсов по правовой тематике;
- совет профилактики (оказание помощи обучающимся с проблемами в поведении и обучении, осуществление контроля воспитания детей в асоциальных семьях);
- встречи с работниками прокуратуры, ОВД, паспортного стола, специалистом по правам потребителя;
- неделя права;
- индивидуальная работа.
Важной составной частью процесса правового воспитания обучающихся является участие их в активной правоохранительн
Вовлечение обучающихся в такую деятельность решает две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероприятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди обучающихся в образовательной организации, с другой — у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе активной правоохранительн
Примерное распределение по темам и видам занятий в соответствии с возрастными особенностями школьников
Начальная школа
1 класс
ТЕМА 1. Знакомство с правилами школьной жизни.
ТЕМА 2. Правила общения.
ТЕМА 3. Главные ценности нашей жизни (дом, семья, Родина...)
ТЕМА 4. Правила личной безопасности.
2 класс
ТЕМА 5. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
ТЕМА 6. Человек в мире правил (правила поведения в общественных местах, дома, в школе).
ТЕМА 7. Государственная символика.
ТЕМА 8. Основные обязанности и права ученика.
3 класс
ТЕМА 9. Устав школы.
ТЕМА 10. Что такое закон? Главный закон страны.
ТЕМА 11. Я - гражданин России.
ТЕМА 12. Гражданин и обыватель.
4 класс
ТЕМА 13. Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»
ТЕМА 14. Как государство может защитить права ребенка?
ТЕМА 15. Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка»
ТЕМА 16. Человек в обществе (Зависимость человека от общества).
Основная школа
5 класс
ТЕМА 1. Что такое закон? (Правила нашей жизни, Устав школы, Правила поведения в школе).
ТЕМА 2. Равенство прав людей от рождения.
ТЕМА 3. Ответственность. Мораль и законы.
ТЕМА 4. Декларация прав ребенка.
ТЕМА 5. Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека».
ТЕМА 6. Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?
6 класс
ТЕМА 7. Правовое государство (Понятие правового государства)
ТЕМА 8. Правоохранительн
ТЕМА 9. Права человека и порядок в обществе.
ТЕМА 10. За что ставят на учет в милицию?
ТЕМА 11. Правопорядок в школе. За что ставят на внутришкольный учет?
ТЕМА 12. Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе
7 класс
ТЕМА 13. Конституция - основной закон государства.
ТЕМА 14. Правонарушение и наказание (Поступок-просту
ТЕМА 15. Административная и уголовная ответственность.
ТЕМА 16. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетн
ТЕМА 17. Моя ответственность за дисциплину в школе
ТЕМА 18. Викторина «Уроки Фемиды».
8 класс
ТЕМА 19. Уголовное право Преступление.
ТЕМА 20. Ответственность за употребление алкогольной продукции и наркотических веществ.
ТЕМА 21. Дискуссия «От безответственнос
ТЕМА 22. Задержание. Допрос. Протокол. (Что делать, если ты попал в милицию?)
ТЕМА 23. Я и дисциплина в школе.
ТЕМА 24. Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе
9 класс
ТЕМА 24. Я - гражданин России с точки зрения права.
ТЕМА 25. Трудовое право
ТЕМА 26. Гражданское право
ТЕМА 27. Уголовное право (Ответственность за преступления)
ТЕМА 28. Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?».
ТЕМА 29. Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе
ТЕМА 30. КОНТРОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
10 класс
ТЕМА 31. Общественное и правовое положение личности (Права, свободы и обязанности гражданина России)
ТЕМА 32. Народовластие и формы его осуществления (Избирательное право)
ТЕМА 33. Круглый стол «Суицид среди подростков»
ТЕМА 34. Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение» (преступность, наркомания, алкоголизм
ТЕМА 35. Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»
ТЕМА 36. КОНТРОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
11 класс
ТЕМА 37. Трудовой кодекс РФ (Прием на работу, учебу)
ТЕМА 38. Гражданин России (Права и обязанности)
ТЕМА 39. Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»
ТЕМА 40. Дискуссия «Твоя воинская обязанность»
ТЕМА 41. Как бы я организовал поддержание высокой дисциплины и правопорядка в школе и общественных местах.
ТЕМА 42. КОНТРОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
Примерные темы лекций для родителей
1 класс. Законы воспитания в семье. Какими им быть?
2 класс. Воспитание ненасилием в семье
3 класс. Как научить сына или дочь говорить «нет»?
4 класс. Детская агрессивность, ее причины и последствия.
5 класс. За что ставят на учет в милицию?
6 класс. Свободное время - для души и с пользой. Чем занят ваш ребенок?
7 класс. Как уберечь подростка от насилия?
8 класс. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
9 класс. Как научить быть ответственным за свои поступки
10 класс. Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?
11 класс. Закон и ответственность.
Приоритетные ценностные ориентиры в правовом воспитании:
1. Ученик как личность - в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее.
2. Честь и Достоинство - как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессиональног
3. Личное и Общественное благо - как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни школьника личностного и коллективистског
4. Созидание - как основа достойной человека жизни; созидание мира, правовой культуры, другого, себя самого, базирующееся на гражданско-право
5. Свобода и Ответственность, право выбора - как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и поддержка в школе демократического уклада жизни.
6. Развитие - как основной смысл деятельности педагогического коллектива, способствующее развитию творческой индивидуальности школьника.